Официальный сайт монастыря
 

Традиции обители

С XIX века наплыв богомольцев в монастырь всегда был значительным. Всех привлекало целебное озеро. Каждый богомолец обязательно купался или омывался не менее трех раз. Наибольший приток богомольцев бывал всегда летом.

 Первым праздником в году является Антониев день – 17/30 января – память прп. Антония Дымского и его духовного покровителя прп. Антония Великого.

В № 27 журнала «Домашняя беседа» за 1860 год есть рассказ «поклонника св. мест», «Посещение Дымской обители преподобного Антония», где говорится об исцелениях в результате купания на Дымском озере, где подвизался преподобный, и его всенародном почитании. Здесь мы читаем следующие воспоминания автора об этом купании: «Прежде чем вступил я во врата скинии Божией с человеки, я увидел знакомую мне партию богомольцев, лагерем расположившуюся вокруг монастыря со своими одноконными подводами.

– Здорово, ребятушки! – приветствовал я толпу о чем-то совещавшегося между собой народа, но подойдя ближе, с удивлением спросил: да что это вы,други, мокрые?

– Купались, батюшка! – проговорило неcколько голосов.

– Как так? Возможно ли купаться зимой, при таком холоде? Долго ли занемочь...

– И, батюшка! – прервал меня один из них, – преподобный Антоний исцеляет больных, а не делает больными здоровых. Наши предки ездили сюда, купались и выздоравливали. То же самое бывает и со многими из нас.

– Где же вы купались-то?

– На озере есть купальня, а рядом с нею прорубь, – в них-то мы и купаемся, родимый! – был ответ...

В ожидании службы церковной я отправился к озеру Дымскому, чтобы видеть воды, безвредно омывающие плоть человеческую при 25 градусах мороза.

Пока я стоял тут, пришел старец с двумя ведрами на коромысле почерпнуть воды для своей келейной надобности. Я вошел с ним в разговор, чтобы более ознакомиться с местным обычаем.

– Озеро Дымское, – приветливо отвечал мне старец, – издавна слывет цельбоносным, и самая часовня выстроена одним петербургским купцом, после купания в нем получившим выздоровление. Многие богомольцы, не только летом, но и зимою, покрытые ранами, опускаются в воду и исцеляются. Вы, как человек образованный, сами можете понимать, что страждущего заставляет купаться не любопытство, а теплая вера в вышнюю помощь от Бога, при участии молитв основателя здешней обители преподобного Антония. Я тридцать лет живу в ней, продолжал он, но ни разу не слыхал, даже от прежних старцев, чтобы кто-нибудь утонул в озере.

Теперь купаются не так много, но летом, особенно 24 июня / 7 июля, в день Рождества Предтечи и обретения мощей Антония, тысячи мужчин и женщин с малолетними детьми, тотчас по освящении воды, с обеих сторон пристани погружаются в нее, нисколько не стыдясь наготы своей в собрании большого числа народа, пришедшего с крестным ходом для водосвятия.

Где чувствами человеческими руководит вера, там умирают страсти, и дух не возмущается соблазном. У всех одна мысль – в освященных водах очиститься от скверн греховных и получить здравие души и тела!.. При конце нашей беседы удар колокола заставил инока сотворить на челе своем крестное знамение...».

Вторым праздником в году, привлекающим паломников, является Троицын день.

 Третий годовой праздник – "Иванов день" (св. Иоанна Предтечи) – 24 июня / 7 июля, считается самым главным. До революции этот праздник привлекал массы народа и сопровождался большою конною ярмаркою. Помещений в монастыре в этот день не хватало, и тысячи богомольцев располагались прямо вокруг стен обители и у озера. Сотни лошадей устанавливались табунами за монастырем. Шла бойкая торговля разными товарами и съестными продуктами с возов, из лавочек, устроенных в ограде, и из балаганов. После обедни совершался крестный ход на озеро, где служили водосвятный молебен. Лишь только погружался крест в воду, с берегов и мостов бросались в озеро тысячи народа и въезжали бесчисленные отряды лошадей с нагими всадниками; получалась картина, единственная в своем роде. На этой ярмарке все население тихвинского края, а также соседних уездов, запасалось лошадями для своего хозяйства.

 В части неофициальной к № 2 газеты «Новгородские губернские ведомости» за 1864 год мы находим сообщение, что «богомольцев, посещающих Дымский монастырь, для поклонения местной святыне и для купания в монастырском озере, определить с точностью невозможно, но надобно полагать, что в продолжение года пребывает их до 25 тысяч человек, и всем им по заведенному издревле обычаю раздается в благословение хлеб и по мере возможности предлагается братская трапеза». Помимо дней памяти преподобного Антония 17/30 января (день его тезоименитства) и 24 июня / 7 июля (день преставления) в различных источниках есть свидетельства того, что память преподобного праздновалась еще 13/26 апреля.